План мероприятий по профориентационной работе с обучающимися на 2024-2025 учебный год
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
сформировать положительное отношение к труду;
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной школе.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
профориентационные уроки;
экскурсии;
классный час по профориентации;
встречи со специалистами;
профессиографические исследования;
родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
участие в предметных олимпиадах;
участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
анкетирование и тестирование старшеклассников;
профориентационные опросники;
профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями;
посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
План профориентационной работы на 2024-2025 учебный год общий - скачать файл
Рабочая программа курса "Россия мои горизонты" - скачать файл
План
профориентационной работы
МБОУ СОШ № 11 им. Ф.Ф. Ушакова
на 2024-2025 учебный год
№
мероприятия
сроки
ответственный
Организационная работа в школе
1
Проведение анализа результатов профориен- тации за прошлый год (вопросы трудоус-
тройства и поступления в профессиональные уч. завед. выпускников IX, XI кл.)
Сентябрь- октябрь
Администрация школы, классные рук-ли.
2
Сопоставление и обсуждение плана профо- риентационной работы на новый учебный год.
“Организация профориентационной работы в классе”.
Сентябрь- октябрь
Администрация школы, классные рук-ли.
Работа с родителями
3
Лекции для учащихся и беседы с родителями
«Профессия и рынок, рабочие специальности». 9-11 кл.
В теч. года
Классные рук-ли
4
Спланировать проведение родительских собра- ний (общешкольных, классных).
“Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”.
“Медицинские аспекты при выборе профессии”.
В теч. года
Зам. дир. по ВР Классные рук-ли
5
Организовать для родителей лекторий по теме "Роль семьи в правильном профессиональном
самоопределении".
В теч. года
Классные рук-ли
6
Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий
учащимися, элективных курсов.
В теч. года
Администрация школы, классные рук-ли
7
Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные
заведения.
В теч. года
Классные рук-ли
Работа с учащимися
8
Профориентация учащихся на уроках (физика, математика, география, обществознание,
технология).
В теч. года
Учителя-предметники
9
Осуществление индивидуальных и групповых
консультаций учащихся.
В теч. года
Администрация школы,
классные рук-ли
10
Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
“Сто дорог – одна твоя”
В теч. года
Классные-рук-ли
“Как претворить мечты в реальность” “Легко ли быть молодым”
“К чему люди стремятся в жизни”
11
Привлечение к занятиям в кружках и
спортивных секциях в школе.
В теч. года
Зам. дир. по ВР
12
Анкетирование и тестирование
старшеклассников по определению склонности к различным типам профессий. 9-11 кл.
1-ое полугодие
Классные рук-ли
13
Конкурс рисунков «Профессия моих родителей» среди учащихся начальных классов.
Декабрь
Классные рук-ли, Педагог-организатор
14
Родительское собрание для учащихся 9,11 классов «Как помочь ребенку выбрать
профессию».
1-ая четверть
Классные рук-ли, зам. дир. по ВР
15
Посещение школьниками предприятий и
учреждений района и республики. 9-11 кл.
В теч. года
Зам. дир. по ВР,
классные рук-ли
16
Знакомство с профессиями: «Труд в почете любой! Мир профессий большой!» 2-4 кл.
В теч. года
Классные рук-ли
17
Книжная выставка: «Время на раздумье не
теряй, будущую профессию выбирай!»
В теч. года
библиотекарь
18
Посещение учащимися 9,11 кл. выставки- ярмарки «Абитуриент-2025», а также
учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей.
Апрель-март
Классные рук-ли
19
Встречи с успешными выпускниками школы.
В теч. года
Зам. дир. по ВР
20
Встречи главы сельской администрации с учениками выпускных классов школ и их родителями с целью обсуждения возможности трудоустройства по востребованным в районе профессиям (специальностям), мер поддержки молодых специалистов на предприятиях района, перспективных направлений осуществления
предпринимательской деятельности на территории села и района, условий участия молодежи в жилищных программах и др.
В теч. года
Зам. дир. по ВР
21
Проведение классных часов по данному направлению
В теч. года
Класс. руков.
22
Обновление стенда
« Куда пойти учиться»
Октябрь
Выпускные классы
23
Осуществление взаимодействия с
учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, Центром занятости
В течение года
Кл. руководители
Зам. дир. по ВР
Интернет-ресурсы по профориентации для педагогов, родителей и школьников
Навигатор дополнительного образования Краснодарского
Федеральный образовательный проект. Игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения. Для педагогов материалы для системной профориентации и для создания идеальной траектории профориентации от 3,5 лет и до 65 лет.